8 (8422) 73-73-01
ulkse@mail.ru
eng

Алексей Юдин: «Людей нужно учить проводить свободное время»

Алексей Юдин: «Людей нужно учить проводить свободное время»

Историк и телеведущий, специалист по истории русско-итальянских культурных связей Алексей Юдин в этом году впервые посетит Ульяновск. На Международном культурном форуме «Культура и инвестиции: региональный аспект» он станет модератором одного из блоков Стратегической сессии. В преддверии мероприятия он рассказал о том, какие проблемы культуры сейчас стоят особенно остро, чем ему интересен Ульяновск и какие перспективы у Ульяновской области он видит.

Вы будете модератором круглого стола, посвященного вопросам перспектив региональной культурной политики. По вашему мнению, какие это перспективы?

Я думаю, что этот вопрос нужно задавать непосредственно в Ульяновской области. В вашем регионе есть интереснейшие места – исторические, культурные, природные. Моя задача на круглом столе – постараться увидеть ваше наследие в новом ракурсе. Возьмем конкретный пример – Ундоры. Это уникальнейшее место – курорт, исторический комплекс усадьбы Ивашевых, а главное – палеонтологический заказник с его сокровищницей ископаемых животных и растений. Где еще такое можно увидеть в России? Настоящая «золотая жила» – природная, историческая, культурная и экономическая, не в последнюю очередь. И сама по себе приходит мысль об организации там национального палеонтологического парка, летних школ палеонтологов, международного палеонтологического центра и т.п. Но прежде всего Ундоры – это достояние Ульяновской области. И «большой Ундорский проект» может привлечь внимание к региону и в России, и за рубежом. Затем, исторические места, связанные с Гончаровым, с Карамзиным, – своеобразное «культурное лицо» региона… Такие места должны определять облик этой территории. Сразу возникает вопрос – что это за территория с точки зрения культуры? Экономические границы одни, административные, может быть, другие. А с точки зрения культуры территория исторического Симбирского края, может быть или шире, или уже административных и экономических границ. Интересно определить пересечение этих трех типов границ: где они совпадают, а где расходятся. И в этом смысле культура может быть объединяющим фактором. Возможно, она задает свой вектор развития, и его надо найти. Но найти именно на месте. Не спустить сверху, когда приходят умные люди из Москвы или из Петербурга и говорят, как вы должны жить. Нет, это должен сделать «гений места». Как говорится, мир полон ответов на еще не поставленные вопросы. Ваш край – богатейший, и главное – правильно поставить вопрос, на который это богатство даст свой ответ.

Возможна ли на данном этапе развития России такая ситуация, при которой вектор культурной политики будет задан не центром, а периферией?

Я такое не только допускаю, я считаю это необходимым. Причем это не должно быть противостоянием с центром, это должно быть диалогом. И сейчас как раз слово за Ульяновской областью. На основании синтеза мнений центра и региона должна выстраиваться культурная политика. Да, есть какие-то направляющие магистрали, исходящие из центра, но дальше речь идет о корректировке, о взаимной рихтовке, и инициатива в этом процессе – за регионом. В Ульяновске происходят очень интересные вещи. Многое меня заочно поразило. Деликатно хочу отметить такой момент. Недавно я был в одном из чудесных сибирских городов на архитектурном форуме. Принимал участие в работе жюри в номинации «пропаганда архитектуры». И когда я стал, может быть с излишним пафосом, говорить о возможностях такой пропаганды, мне ответили: «Мы здесь очень скромные люди». «Но ребята, вы делаете такие потрясающие вещи. Люди должны об этом знать. Причем тут скромность?» Конечно, не нужно сотрясать воздух впустую и надувать щеки, но иногда нужно уметь заявить о себе, потому что то, что вы делаете, действительно интересно всем.

Как вы считаете, нуждается ли культура в инвестициях? И какого рода должны быть эти инвестиции?

Сама культура – это уже инвестиция, инвестиция в будущее народа и страны. Это надо прежде всего иметь в виду. Представление о «культурке» как о чем-то вспомогательном и служебном, нужном просто для того, чтобы занять народ, – в корне неправильное. Культура сама по себе обладает креативным потенциалом, она создает будущее. И экономика в данном случае должна быть заинтересована в культуре. Самый простой пример: чтобы не происходило оттока населения, экономика должна создавать благоприятные условия на местах. Тогда люди будут там жить, создавать собственную культуру для себя, для своих детей и внуков. Это дальний горизонт социального планирования. Главное, что культура – это долгосрочная инвестиция, и она сама требует таких же инвестиций, в том числе экономических. Конечно, вопрос об инвестициях в культурной сфере – довольно сложный, но решаемый. Важно, что культура может стимулировать творческий процесс и в области экономики.

Какие проблемы в современной культуре и культурной политике вам лично кажутся наиболее острыми?

Если мы говорим о России, хотя Россия не является таким уж большим исключением, то это преодоление последствий 1990-х годов. Не потому что это время было однозначно плохим, но оно привело к колоссальному разрыву и, в первую очередь, разрыву в культуре. Обычно говорят о смене поколений и поколенческой смене культур. В 90-е социальная динамика била все рекорды, и поколения в привычном социокультурном формате не успевали созревать. В результате мы видим сложное напластование, в котором многие креативные энергии из прошлого и недавнего настоящего были подавлены или просто не реализованы. Ощутимы разрывы даже на небольших дистанциях, не говоря уже о культуре моего поколения и поколениях «next». Мои студенты, которым сейчас 20 лет с небольшим, я и старшие мои товарищи – это, по сути, люди из разных историй. Даже общий язык культуры не сложился. И сейчас нужно каким-то образом восстановить связь культурных поколений, утраченную в 90-е. Я вовсе не проклинаю это время, но так произошло. Это наша большая проблема, которую нужно решать. Конечно, культура изменилась, и меняется она постоянно. Я не склонен к пессимизму и не стану говорить, что была великая культура, а мы ее утратили. Культура – вещь живая, она сама создает себя через людей. Нужно хранить и развивать то, что мы получили в наследство, но при этом, что называется, быть в тонусе и смочь разглядеть ту культуру, которая рождается сейчас. Главное – держать глаза раскрытыми и уши слегка оттопыренными, чтобы понимать тех людей, которые идут вместе с нами, идут за нами, идут впереди нас, чтобы уметь видеть и подмечать то, что происходит вокруг.

Какое решение вы видите?

Универсального решения нет, стоит искать решений в конкретных областях. К примеру, такая конкретная область – это судьба библиотек и судьба книги как «консерва культуры». Сейчас отношение к книге совсем иное, чем то было во времена моей юности и детства. И важно ответить на вопросы: какой должна быть современная библиотека, каким должен быть современный музей? Мне кажется, и музей, и библиотека должен не только хранить свое наследие, но и обучать чему-то важному, что они хранят в «законсервированном» виде. Как известно, есть время собирать камни, а есть время их разбрасывать. Такая вот диалектика. И сейчас настало время чуть больше разбрасывать камни, чем их просто собирать и хранить. В этом смысле и музеи, и библиотеки должны стать действительно «креативными площадками». И последнее, мне очень понравилась идея Обломовского фестиваля в Ульяновске. Потрясающее открытие, подкрепленное авторитетом великого созерцателя жизни – Ильи Ильича Обломова! Людей нужно учить проводить свободное время, так сказать, спасать свободное время от убийства. Ведь это самое драгоценное, самое «наше» время нашей жизни.

03.09.2014

Возврат к списку

Комментарии

Ваш комментарий будет опубликован после проверки.


Партнеры