8 (8422) 73-73-01
logo

Денис Качкин: «Для того чтобы проекты ГЧП появились в сфере культуры не как исключения или вуаль для девелоперских инициатив, нужно определиться с основами государственной политики и мерами поддержки инвесторов»

Денис Качкин: «Для того чтобы проекты ГЧП появились в сфере культуры не как исключения или вуаль для девелоперских инициатив, нужно определиться с основами государственной политики и мерами поддержки инвесторов» Одной из важнейших тем для обсуждения на Пятом Международном культурном форуме «Креативный регион – сильная страна» станет государственно-частное партнерство в сфере культуры. В работе секции, посвященной ГЧП, примет активное участие Денис Качкин, управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП Адвокатского бюро «Качкин и Партнеры». Мы задали Денису Владимировичу несколько вопросов и узнали, как проходило создание проекта Федерального закона о ГЧП и какие особенности, по мнению эксперта, существуют при работе механизма ГЧП для проектов в сфере культуры.

- Вы входили в рабочую группу по разработке федерального закона о ГЧП, который приняли несколько месяцев назад. Расскажите, какие цели ставились перед рабочей группой во время работы над данным законом? Все ли из них удалось достичь?

- Наша команда подключилась к работе над проектом федерального закона о ГЧП в начале 2012 года. На тот момент это была достаточно узкая группа экспертов при Минэкономразвития, и сама концепция законопроекта была несколько иной, она сильно отличается от того, что мы увидели в итоге. Проект закона, прошедший первое чтение в 2013 году, предусматривал рамочное или «зонтичное» регулирование, являясь базовым актом, во исполнение которого регионы принимали бы свои правила регулирования в этой сфере. Принятый же в июле ФЗ-224, напротив – вводит новое регулирование, лишая регионы той степени свободы, которая изначально была заложена в законопроекте. Подобный подход во многом оправдан. Для меня это стало особенно очевидно, когда мы начали внимательно знакомиться с теми актами нормотворчества, которые принимались в последние годы в регионах, после появления моды на ГЧП. Напомню, на сегодняшний день в примерно 70 субъектах РФ приняты региональные законы, посвященные ГЧП.

Концептуально принятый закон консервативен. Многие из новаторских идей, таких как, например, открытый перечень объектов соглашения и распространение его действия не только на недвижимые объекты, но и на движимые вещи и объекты интеллектуальных прав, были исключены в процессе подготовки ко второму чтению. Вызывают недоумение отдельные положения закона, связанные с обеспечительными конструкциями (залог) и гарантиями прав кредиторов по соглашению о ГЧП. При этом мы надеемся, что выявленные шероховатости и недостатки будут со временем устранены, а текст отшлифован и доведен до состояния рабочего инструмента, как это произошло с концессией.

- Насколько будущий закон о ГЧП сможет помочь в реализации проектов в сфере культуры?

- Есть мнение, что массовому запуску реализации проектов в сфере культуры препятствуют нормативные ограничения, связанные с отсутствием в основных законах, регулирующих сферу ГЧП (О концессионных соглашениях - 115-ФЗ и О государственно-частном и муниципально-частном партнерстве 224-ФЗ), прямого указания на объекты культурного наследия и запретом на участие в проектах ГЧП бюджетных учреждений. Я данную позицию не разделяю. Не говоря уже о том, что при действующем уровне регулирования эти сложности в принципе преодолимы, следует обратить внимание на более важные и системные препятствия. Не секрет, что успех любого властного начинания зависит от наличия политической воли. Сегодня она пока никак не проявлена в сфере культуры. Для того чтобы проекты государственно-частного партнерства появились в сфере культуры не как исключения или вуаль для девелоперских инициатив, нужно определиться с основами государственной политики и мерами поддержки инвесторов. Очевидно, что культурная сфера живет дотациями и меценатством, примеры окупаемых инвестиций скорее подтверждают общее правило своими исключениями. Поэтому должны быть созданы инструменты развития, способные обеспечить первоначальную финансовую поддержку подобных проектов, как это сделано в сфере туризма, например, где уже несколько лет действует отраслевая федеральная целевая программа.

- Есть ли, на Ваш взгляд, какие-либо особенности при работе механизма ГЧП для проектов в сфере культуры?

- Как я уже сказал, подобные проекты обладают недостаточной доходностью, которая бы позволила бизнесу инвестировать в них. Целесообразно определиться с мерами государственной поддержки и механизмами отбора наиболее важных культурных проектов. Я бы также обратил внимание на огромный пласт уже существующих и нередко заброшенных учреждений культуры, финансирующихся по остаточному принципу, и определиться, какие действительно нужны, а какие следует перепрофилировать, например. Нужные объекты следует передать в управление частному бизнесу при сохранении культурной функции объекта. Примеров успешного сотрудничества бизнеса и государства в этой сфере более чем достаточно. К сожалению, пока эти примеры находятся за пределами родного отечества. Но зарубежный опыт можно и нужно изучать, ключевая идея при подготовке подобных социально-значимых проектов – четкая расстановка приоритетов и разделение зон ответственности.

- На МКФ2015 Вы станете модератором круглого стола, посвященного Закону о ГЧП. Какие вопросы Вы планируете рассмотреть в его рамках?

- У нас собралась панель очень интересных и ярких спикеров из самых разных сфер. Среди выступающих заявлен представитель Минкультуры РФ, представители региональной власти, банковского сообщества, а также наших извечных оппонентов – контролирующих органов. Дискуссия должна получиться интересной и насыщенной. Ключевые вопросы, которые мы планируем обсудить, посвящены новеллам законодательства о ГЧП, его сравнение с действующим концессионным регулированием, определение роли субъектов РФ и муниципальных образований в проектах ГЧП (МЧП). Также, надеюсь, мы успеем затронуть проблемы переходного периода, в частности, такие важные вопросы, как подготовка к вступлению в силу нового закона и рекомендации регионам по приведению собственной нормативной базы в соответствие с новым регулированием.

- Каких результатов Вы хотели бы достичь по итогам этого круглого стола?

- Уже сам факт проведения подобного форума и включение вопросов структурирования инвестиционных проектов в сфере культуры в его повестку является позитивным сигналом для общества и власти. Работа в тесном контакте с коллегами предполагает обмен мнениями, поиск решений и компромиссов. Надеюсь, по итогам круглого стола его участники смогут более уверенно и мотивированно выступать носителями идеологии развития ГЧП в культурной сфере.
07.09.2015

Возврат к списку

Комментарии

Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

КОНТАКТЫ

Адрес:

432017 г. Ульяновск, ул.Гончарова, д.13/91а

Директор, бухгалтерия, юристконсульт

8 (8422) 27-45-40

Дирекция международного сотрудничества

8 (8422) 73-73-02

PR отдел

8 (8422) 27-95-58

Дирекция социальных инноваций и креативных индустрий

8 (8422) 73-73-01

Дирекция развития, маркетинга и PR

8 (8422) 58-54-80

Креативное пространство "Квартал"

8 (8422) 27-96-07

Креативное бизнес-пространство "Горизонт"

+7 (927) 830-43-00