8 (8422) 73-73-01
ulkse@mail.ru
eng

Екатерина Гиршина: «Творчество напрямую влияет на эффективность работы»

Екатерина Гиршина: «Творчество напрямую влияет на эффективность работы»

Эксперт в области создания городских общественных пространств, куратор публичных программ Московского института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», а также просто обаятельная девушка и интересный человек Екатерина Гиршина дала интервью для нашего портала, в котором поведала о душе культурных проектов, креативе и о счастье свободного творчества.

12.jpg

- Вы являетесь куратором публичных программ в Московском институте медиа «Стрелка». Скажите, в чем преимущество учащихся в «Стрелке» перед другими специалистами творческих профессий?

- У нас образование связано с исследовательским подходом, мы учим наших студентов комплексным городским исследованиям. Они изучают город по системе СПАК – это экономика, политика, архитектура и культура. В междисциплинарных группах они проводят исследования, связанные с теми или иными городскими проблемами по этим направлениям, и проектируют возможные решения этих проблем в будущем.

- Привязка к городу ключевая? Можно сказать, что вы выпускаете полноценных урбанистов?

- Да. К нам могут прийти архитекторы, культурологи, социологи, журналисты. А на выходе будет архитектор-урбанист или культуролог-урбанист. То есть человек оставляет свою ключевую профессию, но через её призму он учится работать с городской средой. К нам приходят люди с узкой специальностью, а получают более широко применимые.

- Люди каких специальностей к Вам приходят чаще всего?

- Конечно, в первую очередь, архитекторы, потому что это их основная деятельность. Ещё у нас сейчас осуществляется совместный проект с экономическим факультетом Московского государственного университета им. Ломоносова. В рамках сотрудничества студенты этого факультета как раз проводят исследования на «Стрелке» - связанные с городской экономикой. Следовательно, к нам приходит немало экономистов. А также культурологи, социологи, журналисты.

- То есть, в основном это люди творческих профессий?

- Я считаю, что у каждого человека есть творческое начало. Просто оно проявляется по-разному. Кто-то придумает новую модель спутника для полёта в космос, кто-то сконструирует новое дизайнерское платье, а кто-то необычную танцевальную постановку.

- Как вы думаете, «творческий человек» - это понятие врожденное или приобретенное?

- У каждого человека есть врождённая способность к творчеству, здесь самое главное – найти именно ту область, которая сделает человека счастливым и будет вдохновлять его на творчество. Например, калужские фермеры, для которых важно производить качественные продукты для своих соотечественников, используют самые неожиданные творческие подходы в своей работе. У человека всегда есть некий творческий потенциал, благодаря которому он может сделать более интересной свою сферу деятельности и добиться наилучших результатов. Творчество напрямую влияет на эффективность работы.

2.jpg

- Расскажите о каком-нибудь своем проекте, который был одним из самых интересных для Вас?

- Было очень много всего интересного, но, пожалуй, самым интересным для меня был мой последний проект, который мы делали в Калуге – «Дом новой культуры», потому что в нём можно было совместить идеи и направления моей предыдущей деятельности. Меня больше всего интересуют проекты, которые способствуют вовлечению горожан в развитие городской культуры и жизни в целом. И как раз в Калуге мы смогли поработать, что называется, «с точки зрения среды» и включить жителей города в обсуждение и решение вопроса о том, какой должна стать культура в их городе. До этого всё шло по накатанной, и аспект культуры не был таким острым в обсуждениях. А когда мы запустили новый проект, возникло очень много обсуждений того, чем собственно является культура, как совместить новое и старое и как калужцы видят дальнейшее развитие своей культуры. Это был очень интересный и нужный для нас опыт, я встретила талантливых и профессиональных ребят, с которыми мы обсуждали их дальнейшее развитие. Мы увидели, как люди, работающие в сфере культуры, могут сообща решать разные социальные проблемы. Например, с ребятами из Калуги мы думали над тем, как художники могут работать с серыми бетонными микрорайонами, приглашая местных жителей к совместному творчеству. Также существует арт-терапия, которая очень помогает детям, отстающим в развитии. Существует и необходимость вытащить молодёжь из торговый центров, где они проводят много времени. Нужно сделать так, чтобы им захотелось участвовать в культурных мероприятиях. Все эти направления для нас очень интересны и важны.

- А с кем в проще наладить диалог – с людьми, которые производят культурный продукт, или с теми, кто его потребляет?

- Это должен быть двусторонний диалог. Костяк его формируют, конечно, люди, создающие культурные блага. Им сейчас очень нужна поддержка, потому что и финансирование культуры в регионах ограниченное, и приоритет отдаётся обычно большим культурным формациям, таким как театры, музеи… Для молодых ребят, которые хотят себя проявить, увы, не хватает возможностей для самореализации. Очень важно начать с ними диалог и вывести их напрямую к тем, кому нужна их продукция.

3.jpg

- В Калуге у Вас был опыт общения с «потребителями»?

- Конечно. Например, я всегда стараюсь использовать поездки в такси, как возможность узнать что-то новое о городе. На каждом нашем мероприятии я старалась общаться со всеми гостями, с самыми разными людьми. Мы делали фестиваль местной культуры, куда приходили, в том числе, и пожилые люди. Потом они подходили к нам и очень благодарили за то, что могут бесплатно прийти на мероприятия. Конечно, мы слышим и критику и какие-то конструктивные пожелания, но главное – это именно общение с людьми, которые приходят на мероприятия. При этом на поводу у них идти нельзя, потому что есть рука творца, идея художника. Он что-то создаёт и вдохновляет других. А если следовать каким-то минимальным и самым распространённым запросам людей, прогрессивное развитие не представляется возможным. Нужно уметь подниматься выше и задавать себе вопрос, а что кроме этого может быть интересно этим людям?

- К Вам приходят люди самого разного возраста?

- На образовательные мероприятия, конечно, больше приходит молодёжь. Но есть кинопоказы, был фестиваль местной культуры под открытым небом – такие мероприятия привлекают самую разную аудиторию. А перед этим проектом мы провели очень большое социологическое исследование, оно дало нам много информации об интересах людей. Также проводили антропологический анализ. Поэтому мы были подготовлены в какой-то мере.

- По поводу социологических исследований. У Вас есть для этого какое-то специальное подразделение, или Вы привлекаете специалистов со стороны?

- Мы привлекаем людей. У нас есть отделение, связанное с антропологией, а социологическая сфера требует дополнительных ресурсов и методологии. Нужно больше людей для подобной работы. По проекту в Калуге мы сотрудничали с фондом «Общественное мнение» Александра Аслона. Они как раз и реализовывали такое масштабное социологическое исследование, с результатами которого работали уже мы сами.

- Вы присутствовали на семинаре в Ульяновске для победителей конкурсов грантов и уже успели познакомиться с несколькими проектами. Можете что-нибудь порекомендовать участникам?

- Во-первых, уметь выходить за рамки того, что мы уже знаем и умеем. Сейчас существует фактор времени – всё меняется очень быстро. Было Советское время, потом такие странные 90-е с такой массовой культурой, а сейчас то время, когда мы пытаемся заново осмыслить и выстроить роль культуры и разных культурных заведений. Это меньше касается классических театров. Сейчас нужна некая живость и актуальность проекта. Похожая ситуация была с грантовым конкурсом в Москве, когда многие культурные учреждения из года в год реализуют проекты, которые потом переходят на уровень грантов. Но на самом деле цель этих грантов – это возможность понять, оценить и переосмыслить, как изменить и сделать новый шаг в развитии. Некоторые вещи могут одинаково называться, но выглядеть абсолютно по-разному, и создавать совершенно разную атмосферу. И самое важное для каждого проекта, это поймать, найти то живое, что создаст правильную атмосферу, которая будет и развивать людей и украшать их досуг, отталкиваясь от массовой культуры в сторону какого-то более качественного продукта. Здесь очень важно успеть взять лучшее из того, что у нас было и в Советском прошлом – некоторые очень популярные форматы. Например, в Калуге большой популярностью пользовался «устный журнал» - это была серия лекций, на которые записывались и посещали их люди. Туда наряжались, молодые люди приглашали туда своих девушек. Сейчас в Москве тоже волна этого эдьютеймента, хождений на лекции и так далее. Все считают это чем-то новым. Оно новое относительно, но оно было раньше. А вот как модернизировать эти форматы и сделать их действительно привлекательными – над этим нужно подумать. Думать и рассуждать нужно постоянно. 

20.06.2014

Возврат к списку

Комментарии

Ваш комментарий будет опубликован после проверки.


Партнеры