8 (8422) 73-73-01
logo

James Polak: «Моя «погоня за кадром» ведется постоянно, причём даже тогда, когда под рукой нет камеры»

James Polak: «Моя «погоня за кадром» ведется постоянно, причём даже тогда, когда под рукой нет камеры» С 21 марта по 20 апреля в Ленинском мемориале впервые в нашем городе проходила выставка фотографа из Франции, работающего под псевдонимом James Polak, «ОТРАЖЕНиЯ». Нам удалось связаться с фотографом и задать ему вопросы о прошедшей выставке и его взглядах на фототворчество.

- Здравствуйте! Первый вопрос для тех, кто так и не смог попасть в Ленинский мемориал в это время: о чём была данная фотовыставка?

- Выставка, в первую очередь, о жизни. О той повседневности, которая окружает каждого из нас. Посредством своих фотографий я показываю то, что вижу, то, с чем сталкиваюсь ежедневно, то, что в непосредственный момент спуска затвора доступно лишь мне. Это, так сказать, основная идея, объединяющая несколько отдельных серий в одну общую экспозицию под названием «ОТРАЖЕНиЯ». 

Заглавной стала серия «Уличный сюрреализм», основанная на игре света и отражениях в витринах. Данная техника позволяет накладывать два изображения одно на другое без применения мультиэкспозиции или постобработки. Внутренняя обстановка помещений сливается с происходящим на улице, образуя единую, неповторимую композицию. Я занимаюсь этой серией уже второй год, и каждый раз выходя на улицу на поиск новых необычных отражений и ситуаций, полностью доверяюсь своим инстинктам – куда повернуть: направо или налево? Задержаться ли на месте и сделать ещё пару снимков или же лучше двинуться дальше? Читали «Алису в стране чудес»? Так вот я как будто бы следую за белым кроликом. Ищу удивительное рядом.

Я не только заостряю своё внимание на том, чего другие прохожие не замечают, но и фотографирую их самих, делая частью того, о чём они даже не подозревают.

В мемориале вы могли увидеть 21 подобную работу , а также другие серии, такие как «Контрольные отпечатки», «В фокусе и вне его», «Лучший друг», «Suréel», «Париж» , «Улица», «Танго» и «KIDS» .

- Какая страна вас больше вдохновляет: Франция или Россия?

- Однозначно Франция, так как в России я бываю, в лучшем случае, один раз в три – четыре года. Вскоре, правда, собираюсь посетить Санкт Петербург. Надеюсь, особая атмосфера северной столицы вдохновит меня на несколько удачных снимков.

- Следите ли Вы за фотографами из России? Если да, то за кем?

- Конечно, причём довольно пристально. Я состою в клубе журнала «Российское фото», слежу за творчеством его участников. С 9 по 12 апреля у нас проходила совместная выставка в Москве на «Фото форуме» в Крокус Экспо.
Также я являюсь членом Воронежского объединения «Тип 17» , которым руководит замечательный фотограф и очень хороший человек Михаил Рогозин.

У меня довольно широкий круг общения фотографической среде. Благодаря социальным сетям я всегда держу руку на пульсе. Слежу за основными событиями, происходящими в мире фотографии, и общаюсь с фотографами разных стран.
Если выделить несколько конкретных имен из российских авторов, чьё творчество мне импонирует и близко по духу, то на ум приходят такие имена как – Александр Бендюков, Ольга Агеева и Алексей Галушко. Это совершенно разные по стилю и настроению фотографы. Александр – авантюрист, путешественник. Делает потрясающие своей поэтичностью снимки абсолютно прозаичных вещей и глубокие, лиричные репортажи. Ольга, в основном, снимает своих дочерей. Это долгосрочный проект в виде семейного альбома. Описывать её работы не возьмусь, их нужно видеть.
Алексей занимается уличной фотографией, очень вдумчивой и имеющей свой характерный почерк.

- Как к Вам пришло осознание, что фотография – это то, чем Вам хочется и нужно заниматься?

- Абсолютного и окончательного осознания, как такового, не было. Я не могу сказать что, например, во вторник 14-го сентября 2011 года в 13 часов 17 минут, сидя в кафе и потягивая грейпфрутовый сок через соломинку, я вдруг понял, что фотография это то, чем мне хочется заниматься. Нет, скорее это осознание приходит ко мне постоянно, малыми дозами.
В те моменты, когда я делаю классный снимок или публикую где-то свои работы. Когда получаю положительные отзывы. Когда, устроив выставку, вижу, что люди на неё идут и им интересно. Я осознаю это, достигая определенного результата, который, в свою очередь, мотивирует меня на новые свершения.

- В одном из интервью Вы признались, что натальная карта, которую Вам сделал астролог, во многом совпала с Вашей жизнью. Какую роль теперь играет в Вашей жизни астрология?

- Совпала – не то слово, и это очень интересный факт, но не более того. Не могу сказать, что после этого я как-то по особому стал увлекаться этой наукой. Я не из тех, кто смотрит гороскоп на каждый день, но если будет возможность проконсультироваться и узнать перспективы на будущее, то обязательно ей воспользуюсь.

- Испытывали ли Вы когда-либо чувство «погони за кадром», когда Вы пытались что-то снять, но это что-то в самый последний момент ускользало?

- Я это чувство испытываю постоянно, с тех пор как начал заниматься фотографией. И плох тот фотограф, который не понимает, что это значит. Анри Картье – Брессон как-то сказал: «Жизнь состоит из ускользающих мгновений, и удел фотографа поймать хотя бы часть из них». Моя «погоня за кадром» ведется постоянно, причём даже тогда, когда под рукой нет камеры. В этом случае получается что-то вроде тренировки. Я слежу за происходящим вокруг и мысленно спускаю затвор, представляя какой мог бы получиться снимок. По закону подлости, в такие моменты видишь гораздо больше, нежели когда выходишь на улицу с фотоаппаратом и полным набором объективов.

- Занимались ли Вы когда-либо постановочной съемкой, с декорациями, специально подготовленными моделями? 

- Абсолютно не мой жанр. Я в принципе не люблю постановку в фотографии. Процесс съёмки не доставляет мне удовольствия, если меня без конца спрашивают: «А как мне встать? А как мне лечь? А куда мне смотреть?» Я предпочитаю импровизировать на ходу, действовать по наитию, и лучше всего, чтобы о моём присутствии вообще забыли. Фотография должна быть искренней, а достичь искренности можно только при наблюдении со стороны, не вмешиваясь и никак не влияя на происходящее в кадре.

- Смогли бы Вы работать фотографом в так называемых «горячих точках»?

- Я видел много фильмов, документальных и художественных о военной журналистике. О фоторепортерах, которые рисковали своей жизнью ради освещения в прессе тех или иных боевых действий. И с огромным уважением отношусь к этим людям, но ни в коем случае не хотел бы оказаться на их месте. Я не говорю о том, смог бы я или не смог, этого нельзя знать заранее, я именно не хочу. Не хочу потерять жизнь, фотографируя смерть. Ни один снимок этого не стоит.

- Есть ли у Вас так называемый «кадр мечты»? Что бы Вы хотели на нем запечатлеть?

- Такого кадра нет, и я, если честно, даже не задумывался о возможности подобной мечты. Мне кажется это слишком глобально. Даже начиная какой-то персональный проект, я редко представляю себе, что в итоге из этого получится. Ограничиваясь общей идеей, я действую по ситуации, не имея в голове конкретных раскадровок или композиций.
Я думаю, что понять то, что ты сделал снимок своей мечты, можно только сделав этот самый снимок, ни в коем случае не фантазируя и не придумывая что-то заранее.

- Вы в одном из интервью сказали, что фотография – Ваше главное хобби. А есть ли у Вас хобби №2?

Конечно, есть номер два и номер три и другие. Я человек увлекающийся и много чем интересующийся, но если говорить о том, что стоит на втором месте после фотографии, то это, безусловно, чтение. Причём во всех его ипостасях, которые доступны нам на сегодняшний день: классические книги, электронные, аудио… Я очень люблю публицистику – мемуары, дневники, биографии.
Сейчас читаю книгу Владимира Познера «Прощание с иллюзиями». Это автобиография. Мне нравятся люди, которые проживают такие яркие и насыщенные жизни, не сидят на месте, много путешествуют. Мультикультурные люди, говорящие на нескольких языках и имеющие несколько паспортов. Люди, осознающие в полной мере, то, что жизнь коротка, и прожить её скучно и бесцветно – не вариант. Не берусь утверждать, но мне хочется верить, что я и сам такой.
20.04.2015

Возврат к списку

Комментарии

Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

КОНТАКТЫ

Адрес:

432017 г. Ульяновск, ул.Гончарова, д.13/91а

Директор, бухгалтерия, юристконсульт

8 (8422) 27-45-40

Дирекция международного сотрудничества

8 (8422) 73-73-02

PR отдел

8 (8422) 27-95-58

Дирекция социальных инноваций и креативных индустрий

8 (8422) 73-73-01

Дирекция развития, маркетинга и PR

8 (8422) 58-54-80

Креативное пространство "Квартал"

8 (8422) 27-96-07

Креативное бизнес-пространство "Горизонт"

+7 (927) 830-43-00