8 (8422) 73-73-01
ulkse@mail.ru
eng

Кирилл Разлогов: «В нашей огромной стране особенности отдельных территорий очень ярко выражены»

Кирилл Разлогов: «В нашей огромной стране особенности отдельных территорий очень ярко выражены»

Одним из экспертов деловой программы IV Международного культурного форума «Культура и инвестиции: региональный аспект», который прошел 11-12 сентября в Ульяновске, стал Кирилл Разлогов, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, российский киновед и культуролог, директор Российского института культурологии, автор и ведущий программы «Культ кино» на телеканале «Культура», программный директор Московского Международного кинофестиваля. В один из дней в Ульяновске Кирилл Эмильевич дал интервью на радиостанции «2x2» в авторской передаче Зули Ахметовой «Один из нас».

Кирилл Эмильевич, Вы уже не в первый раз приезжаете в Ульяновск. Скажите, чем Вам привлекателен для Вас наш город?

Кирилл Эмильевич: Далеко не в первый раз. Ну, во-первых, потому что отсюда родом мой прадед, который был приходским священником в деревне Сухой Карсун. Это для меня имеет особое значение и для России в целом: у него было 12 детей, которые расселились от Риги до Сахалина. Каждый раз, когда я путешествую по территории бывшего советского союза, я в уме держу, что наверняка у нас здесь кто-то есть. Время от времени в разных городах ко мне подходят люди и говорят о том, что у нас есть какие-то родственные связи. И всё это пошло отсюда. Поэтому для меня этот город имеет принципиально важное значение.

Это не только родной город В.И. Ленина, это родной город и моей семьи тоже, и многих других интеллигентных семей России, поэтому очень интересно посмотреть, как и в какую сторону это всё развивается.

Мы живем на Родине Ленина, как относиться к этой персоне? Со знаком плюс или со знаком минус?

Кирилл Эмильевич: Это человек, который, как всякий человек, весь соткан из противоречий. С одной стороны, это человек достаточно образованный, если мы будем сравнивать его уровень образования со многими политическими деятелями нашего времени, то он был образованнее в 5-10 раз. Поэтому, когда к нему относятся с пренебрежением, это неправильно. С другой стороны, он был человек одержимый, он доводил до конца то, что другие не сумели довести до конца, у него было определенное представление об историческом процессе, определенное представление о том, что нужно сделать и определенное тактическое мышление, которое позволило ему одержать победу там, где это было практически невозможно. Другой вопрос: а что это победа принесла? Эта победа принесла много воин, страданий, других вещей, от которых бы мы хотели откреститься. Но следующий вопрос: а что бы было, если бы не это? Каким бы образом повернулась судьба нашей страны, если бы большевики в какой-то момент не взяли власть в свои руки, если бы они не продемонстрировали достаточно упорства, чтобы продержать её 70 лет? Поэтому к этому нужно относиться, как к собственной истории, не закрывать на неё глаза, не создавать из неё ни фильм ужасов, ни легенду.

Как известно, Вы преподаете и историю мирового кинематографа, как за это время поменялось восприятие кинематографа у студентов? Есть ли какая-то разительная перемена в специфике восприятия молодежью специфики кинематографа, как феномена?

Кирилл Эмильевич: Когда я начинал этот курс, я начинал его с кино конца 50-х – начала 60-х годов, с «Оттепели» Георгия Наумовича Чухрая, «Летят журавли», с французской новой волны… И начинал говорить, что в силу того, что упала посещаемость кинотеатров, появилось телевидение, простой семейный зритель стал смотреть кино дома, а в кино продолжали ходить молодые интеллигентные люди, студенческая интеллигенция, которые, наконец, оценили кино, как искусство. Поднялся статус кино, про кино стали писать книги.

Эпоха моей юности – для меня современный кинопроцесс начинался с этого. Потом прошло довольно много лет, и я вдруг понял: какой это современный кинопроцесс? Это глубокая история, это то же самое, что Древняя Греция или Средние века. «С чего же начинается современный кинопроцесс?» – задал я себе вопрос. И подумал, что, наверное, современный кинопроцесс начинается с того момента, как в 70-е годы европейское кино было оттеснено на периферию. На первый план вышел Голливуд, голливудское кино стало мейнстримом, соответственно, с этого момента началось то, что видит современный зритель в кинотеатрах. Есть американское кино, а есть – всё остальное. И я начал считать современное кино с начала 70-х годов. Это и фильмы-катастрофы, и постановочные боевики, которые вытеснили нищие европейские картины с экранов кинотеатров, это принцип серийности, это продолжающиеся истории. Средний зритель стал человеком 13-15 лет, естественно, что для критика, которому 50-60 лет всё это – катастрофа. Между 15-летним подростком и 60-летним критиком существует некая бездна, не потому что у подростка плохой вкус, а у критика – хороший, а потому что культуры, в которых они выращены – это разные культуры.
В 50-е – 60-е годы была иллюзия нашего единства: режиссеры пришли молодые, актёры – молодые, критики – молодые, зрители тоже были молодые, и у нас у всех было единое представление о том, что такое хорошее кино.

В какой-то момент для нового поколения зрителей в культурном отношении сериалы становятся не менее важными, чем фильмы. И началось это, как это ни странно, с 90-го года, когда распался советский союз.

А чем Вы это объясните?

Кирилл Эмильевич: Появился фильм «Твин Пикс», потому что, в культурном отношении, ранее презираемые сериалы стали главной культурной пищей для новых поколений. Когда моя старшая дочка с детства смотрела телевизор и впервые пришла в кино, она сказала гениальную фразу: «Папа, посмотри, какой большой телевизор». Папа был теоретиком кино и телевидения и писал книги про то, что телевидение – это малоэкранное кино, что было кино, а затем малый экран телевидения продолжил это.

А сейчас для целого поколения людей полнометражный игровой фильм стал коротким сериалом, потому что главными стали «Игра престолов», «Доктор Хаус», «Клан Сопрано», а у нас – «Жизнь и судьба», «Оттепель» и т.д. Сериалы стали занимать в культурной жизни большое место, и началось это с «Твин Пикса», который делал культовый режиссер Дэвид Линч.

А по какому принципу Вы отбирает фильмы для Вашей передачи «Культкино» на телеканале «Культура»?

Кирилл Эмильевич: Это чистая прагматика. Во-первых, это фильмы, которые мне кажутся интересными и важными, которые заполняют определенную нишу в современном кинорепертуаре. Во-вторых, есть ограничения с точки зрения возможности пригласить определенных людей. Есть ограничения с точки зрения политики канала, и кроме того, есть момент цензуры.

Кирилл Эмильевич, в рамках лекционной программы IV Международного культурного форума Вы прочитаете лекцию в УлГТУ. Какой основной посыл получат студенты вуза?

Кирилл Эмильевич: Мне трудно сказать, что они получат, я могу сказать, что я им передам. Главной идеей будет множественность культур, что есть разные культуры, разные люди, разные интересы. И что в современном мире – две взаимодополняемых тенденции: тенденция к интеграции, которая ведет к появлению глобальной массовой культуры, а вторая – это появление множественности культур.

Скажите, культура в Ульяновске, какая она, по-вашему? Насколько сильно она отличается от культуры в Санкт-Петербурге или в Москве? Что нужно сделать, чтобы стереть эти условные границы?

Кирилл Эмильевич: Я считаю, что культурная специфика – вещь очень важная. И культурный имидж города должен отличаться от имиджа Москвы или Петербурга. Мы работаем над несколькими территориями и разрабатываем стратегии их развития, здесь главное – найти, за что зацепиться, на чем в дальнейшем будет строиться это здание специфики региона. В нашей огромной стране особенности отдельных территорий очень ярко выражены. Но где-то найти эту зацепку проще, например, в Бурятии или в Якутии, а где-то тяжело, например, в Ульяновске. Поволжье – очень богатый регион, с очень разными оттенками культуры в разных городах. Кроме того, культура Ульяновска не кажется мне монолитом, здесь не одна, а множество культур. 

18.09.2014

Возврат к списку

Комментарии

Ваш комментарий будет опубликован после проверки.


Партнеры