8 (8422) 73-73-01
ulkse@mail.ru
eng

Виктор Сумароков: «Педагог должен держать руку на пульсе дизайна, а в идеале – быть практикующим специалистом»

Виктор Сумароков:  «Педагог должен держать руку на пульсе дизайна, а в идеале – быть практикующим специалистом»

В рамках культурной программы IV Международного культурного Форума в Ульяновске впервые пройдет Межрегиональный фестиваль дизайна, архитектуры и декоративно-прикладного искусства «Новое место». Открытие запланировано на 11 сентября. О проблемах дизайна в России, о дизайн-образовании и о выставочном проекте «Золотая блоха» рассказал вице-президент Союза Дизайнеров России, руководитель экспертного отдела Консультативного совета по правовой охране дизайна при Роспатенте, организатор Всероссийской выставки-конкурса товарных знаков «Золотая Блоха», владелец и директор дизайн-студии «Союз Дизайнеров» Виктор Валериевич Сумароков.

Что сегодня происходит в сфере дизайна в России? Какие направления сейчас на пике популярности?

Виктор: Наибольшее количество дизайнеров на сегодняшний день занято в сфере коммуникативного дизайна и дизайна интерьеров. И если в первом случае наблюдается здоровая конкуренция, освоение новых технологий – программных, стратегических, маркетинговых, то дизайн интерьера в практическом плане прекратил своё существование. Это не касается отдельных добропорядочных специалистов, а является тенденцией. Оговорюсь, что это моё субъективное мнение, которое может быть подвержено критике. Поясню. На рынке наблюдается перенасыщение товарами для стройки, отделки и ремонта. Производители озабочены реализацией своего товара любыми способами. И дизайнеры в данном сегменте являются лакомым куском в их маркетинговой политике. Им предлагаются огромные бонусы за использование того или иного отделочного материала или мебели. Зачастую эти самые бонусы во много раз перекрывают стоимость самого проекта, и дизайнер превращается в психолога, стремящегося убедить клиента в необходимости именно этой отделки, этой люстры, этого диванчика, даже не смотря на то, что интерьер получается эклектичным. Виной всему жажда наживы, которая порой отодвигает на второй план профессиональную этику.

Как Вы считаете, на каком уровне развития находится современный дизайн в России?

Виктор: Смотря с чем сравнивать. Если разговор идет о сравнении географическом, например, со Скандинавией или Сингапуром – то есть некоторое отставание. Если же вести сравнение во временной параллели, то относительно с постсоветской стагнацией и перестроечным безвременьем, Российский дизайн весьма динамично и поступательно развивается, возвращая себе былую славу и отвоёвывая сданные позиции. Во многом это связано с развитием производства (в том числе и военного), бок о бок с которым шагает промышленный дизайн. Примером может служить тот факт, что во многих зарубежных автомобильных концернах отделы дизайна возглавляют молодые специалисты из России.

Сильно ли отличается уровень профессионализма дизайнеров в крупных городах и в провинции?

Виктор: На данный момент практически не существует понятия «провинциальный дизайн», так как большая часть практикующих столичных дизайнеров являются выходцами из регионов, приехавшими «покорять столицу». Они стараются найти своё место в профессии, причем с высокой заработной платой. Однако, на данный момент свободных ниш на рынке дизайна нет, поэтому приезжим специалистам приходится теснить с насиженных мест уже работающих столичных дизайнеров. Каким образом? За счет трудолюбия, неприхотливости, быстроты выполнения заказов, креатива в проектных решениях. Чтобы «зацепиться» за столицу, провинциалам необходимо постоянно «прыгать выше головы», особенно первое время. И, как правило, им это неплохо удается.

Насколько профессионально подкованы молодые дизайнеры – выпускники профильных вузов?

Виктор: Мне по роду своей деятельности приходится часто бывать в различных учебных заведениях России, готовящих дизайнеров. Могу точно сказать одно – профессиональный уровень выпускников полностью зависит от профессионального уровня педагогов. Если у руля факультета или кафедры стоят одержимые профессией люди, то им уже на начальных курсах удается «зажечь» дизайном студентов. Весь учебный процесс становится лабораторией поиска творческих решений, дизайнерских экспериментов, освоением профессиональных тонкостей. Вуз покидает хороший специалист, способный выполнять проектные задачи.

В случае если учебное заведение готовит дизайнеров на коммерческой основе и озабочено исключительно получением средств по контрактам студентов, то и результат соответствующий. Молодежь тонко чувствует фальшь в подготовке, и, научившись мало-мальски работать в Corel Draw или Photoshop, стремится зарабатывать на учебу и даже сверх того… Их профессиональный рост фиксируется на уровне второго семестра первого курса, навыки не нарабатываются, а сами студенты плавно катятся к диплому, не подгоняемые наставниками – главное, чтобы платили вовремя…

В отдельных случаях молодые дизайнеры виртуозно работают в тех или иных компьютерных программах, порой разбираясь в них намного лучше педагогов. В этом случае они теряют интерес к учебе, выбирают узкоспециализированную нишу, в которой и работают. Их уже не интересуют опробованные методики, которые не только дают профессиональные навыки, но и развивают вкус, формируя гармонично развитую творческую личность. Из этой ситуации выход один – педагог должен держать руку на пульсе дизайна, а в идеале – быть практикующим специалистом.

Межрегиональный фестиваль дизайна и архитектуры «Новое место» пройдет в Ульяновске впервые. Как Вы считаете, насколько он необходим и почему?

Виктор: Насколько фестиваль необходим городу, сказать сложно. Я приезжаю в Ульяновск впервые и не знаю дизайнерской обстановки региона «изнутри». Но раз появились инициативные личности, способные организовать столь масштабный форум, значит потребность в нём назрела! Я знаком со многими Ульяновскими дизайнерами (с некоторыми из них довелось даже поработать в США в одной команде) и могу с уверенностью сказать, что они высокопрофессиональные творческие личности. Однако, сложно судить о регионе в целом по творчеству его отдельных представителей. К сожалению, Ульяновское отделение Союза дизайнеров России в последние годы практически не заявляло о себе на российском уровне, и я с большим интересом жду знакомства с его деятельностью. В любом случае итоги фестиваля будут ощутимы через 2-3 месяца после его завершения. И тогда можно будет решить, стоило его проводить или нет. Дизайнер, по своей сути, не может работать «в стол». Ему важно знать мнение коллег по творческому цеху, важно определить своё место в дизайнерском рейтинге. Постижение всего этого возможно только через профессиональное общение и демонстрацию своего творчества на выставочных площадках.

Большое внимание на фестивале уделяется дизайн-образованию, состоится круглый стол по вопросам дизайн-образования в России. Насколько дизайн-образование в России важно для развития сферы дизайна? Чего Вы ждете от дискуссии на эту тему?

Виктор: Частично на этот вопрос я ответил в анализе подготовки молодых специалистов. Здесь же могу добавить, что об образовании нужно говорить не за круглым столом, а непосредственно в учебных аудиториях, мастерских, подкрепляя свои слова творческими работами студентов и методическими фондами.

Чего я ожидаю от общения на эту тему? Ожидаю, что это интервью будет прочитано и меня вместе с коллегами пригласят посетить учебное заведение, дадут пообщаться с молодежью в неформальной творческой обстановке, покажут текущие учебные задания, удивят своими педагогическими ноу-хау.

В рамках фестиваля Вы прочитаете пару лекций. На какую тему они будут?

Виктор: Первая – «Товарные знаки: от идеи до воплощения», она рассматривает историю мировых брендов, классифицирует товарные знаки, освещает эффективные методики создания работающих товарных знаков, раскрывает правовые аспекты защиты интеллектуальной собственности, знакомит с трендами и мировыми тенденциями в знаковой графике. Эта лекция построена на материалах, не вошедших в мой учебник «Проектирование в графическом дизайне», вышедший в издательстве «Машиностроение» в 2007 году и переизданном в 2011, по которому ведется преподавание дисциплины «Графический дизайн» во многих российских вузах.

Вторая лекция «Как зарабатывать дизайном» исследует механизмы креативного мышления, являющегося основой любого творчества. К сожалению, многие замечательные дизайнеры, создавая шедевральные проекты, не умеют их продавать. А это не менее важный аспект работы дизайнера, ведь называть себя профессионалом может только успешный, состоявшийся специалист.

Мои лекции рассчитаны на дизайнеров, рассматривающих свою деятельность, как источник заработка, а не способ самовыражения. Занятия посвящены не только необходимой теории, но и практическим вопросам: организации творческого процесса, построению карьеры, победам в тендерах, профессиональному развитию. Во время лекций демонстрируются лучшие проекты ведущих российских и зарубежных дизайнеров, документальные фотографии, авторские методические материалы, учебные работы, разбираются характерные ошибки. Отдельно рассматриваются вопросы Авторского права в рамках законодательства РФ.

Кроме того, Вы являетесь руководителем выставочного проекта «Золотая Блоха», который также приедет в Ульяновск и останется здесь в качестве методических пособий для студентов. Расскажите немного о «Золотой Блохе»?

Виктор: Всероссийская выставка-конкурс товарных знаков «Золотая Блоха» проводится с 2000 года и в этом году отмечает 15-летний юбилей. Ежегодно проект демонстрирует широкому кругу зрителей и специалистам около 5000 новых работ, составляя рейтинг дизайнеров и определяя лучшие товарные знаки прошедшего года. В жюри проекта работают профессионалы различных областей – дизайнеры, патентоведы, маркетологи, экономисты, искусствоведы. У них есть четкие критерии отбора лучших товарных знаков. Все работы зашифровываются, отчего судейство становится абсолютно беспристрастным.

В Ульяновске будет представлена ретроспективная выставка лучших работ за всю историю проекта. Это очень насыщенная выставка – около 3000 логотипов, созданных дизайнерами практически всех регионов России. Отдельная экспозиция будет посвящена Ульяновским «знаковикам».

Кроме того, в рамках выставки состоится презентация нового юбилейного издания книги «Золотая Блоха – дизайнеры», в которой представлены 3500 товарных знаков 200 ведущих российских дизайнеров.

Ваши ожидания от Межрегионального фестиваля дизайна и архитектуры «Новое место» в Ульяновске?

Виктор: Теплые встречи со старыми друзьями и коллегами, новые знакомства, которые потянут за собой новые проекты. А ближе к Новому году звонок из Ульяновска с восторженным рассказом о том, что местные власти повернулись к дизайнерам лицом и привлекли их к интересным хорошо оплачиваемым проектам!..

27.08.2014

Возврат к списку

Комментарии

Ваш комментарий будет опубликован после проверки.


Партнеры