8 (8422) 73-73-01
logo

Провокация в литературе. Итоги встречи в литстудии «Восьмерка»

Провокация в литературе. Итоги встречи в литстудии «Восьмерка»

14 июля 2016 года в библиотеке №8 (пр. Нариманова, д. 106) участники литературной студии "Восьмерка" обсудили тему провокации в литературе. Представляем отчет руководителя литстудии Сергея Гогина о встрече.

- Википедия: «Провокация – 1) действие с целью вызвать предсказуемую ответную реакцию, 2) в медицине – действие, приводящее к болезненному или аллергическому состоянию. Может использоваться как диагностическая процедура». Это многое объясняет. Провокация в литературе является катализатором некого действия, а также диагностической процедурой. Ты сталкиваешься с тяжелыми вещами, а потом – катарсис, очищение. В этом смысле Достоевский, Гоголь и многие другие – провокативны.

- Художнику все позволено. Так называемый «грязный реализм» Буковски, Уэлша, Паланика – способ бесстрастного исследования низменной природы человека. Это один из путей, чтобы себя понять. Другой путь – от противного. Но этот путь возможен, если это «противное» есть. Для этого и нужна провокация. У Уэлша очищение происходит без катарсиса, через поколенческую проблему: «Мы не хотим быть, как те, прежние». Другое дело, не стоит ли ограждать от такой литературы нестойкие умы? (Эта литература продается в пластике с пометкой +18). Но кто это будет решать? Неужели цензура? Неужели опять костры из книг? Лучше бы без этого.

- А почему надо провоцировать только к низменному? Почему нельзя спровоцировать на хорошее? Что называется, хороший вопрос. Путь Христа говорит нам, что его новая религия тоже поначалу была провокативна (пока не стала мейнстримом), хотя и призывала к искренней вере и добру, к прощению. Но мы помним, как власть прокуратора отреагировала на провокацию: она на нее не повелась. Чем это кончилось, мы знаем.

- Любое искусство должно быть провокативно. Провокация – это конфликт, движущая сила произведения, то, что делает его интересным и заставляет читать. Это может быть, в частном случае, и конфликтом автора (или его героев) с читателем и его устоявшимся эстетическим восприятием. Есть книги-прогулки, а есть книги, цель которых – разбудить, вывести человека из состояния покоя.

- Предлагается различать умышленную, или истинную, провокацию и провокацию, которая является таковой лишь в восприятии читающего. Будет ли книга провокативна, зависит от времен и нравов, соответствующих времени. «Госпожа Бовари», которая когда-то была бомбой, заложенной под официальную, господствующую мораль, сегодня кажется безобидным романом. Вывод: провокация исторически, идеологически, этически и эстетически, национально и религиозно обусловлена. С каждым десятилетием или даже годом «порог» допустимого повышается, поэтому, чтобы зацепить аудиторию, писателю приходится быть еще более провокативным. Провокация – это желание выйти за установленные рамки, и здесь провокация может стать модой, а не творческим методом.
25.07.2016

Возврат к списку

Комментарии

Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

КОНТАКТЫ

Адрес:

432017 г. Ульяновск, ул.Гончарова, д.13/91а

Директор, бухгалтерия, юристконсульт

8 (8422) 27-45-40

Дирекция международного сотрудничества

8 (8422) 73-73-02

PR отдел

8 (8422) 27-95-58

Дирекция социальных инноваций и креативных индустрий

8 (8422) 73-73-01

Дирекция развития, маркетинга и PR

8 (8422) 58-54-80

Креативное пространство "Квартал"

8 (8422) 27-96-07

Креативное бизнес-пространство "Горизонт"

+7 (927) 830-43-00