8 (8422) 73-73-01
ulkse@mail.ru
eng

О современном искусстве на двух языках поговорили в Ульяновске

О современном искусстве на двух языках поговорили в Ульяновске Двухдневный российско-британский онлайн-интенсив ART VIEW прошёл в рамках программы UK-Russia Creative Bridge 2020-21, организованной Отделом культуры и образования Посольства Великобритании в Москве при поддержке Министерства иностранных дел и международного развития. Координацией мероприятия занимался фонд «Ульяновск – культурная столица».

Партнёрами проекта стали общественный центр «Благосфера», центр творческих индустрий (ЦТИ) «Фабрика», фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина и дирекция программы «Ливерпуль – музыкальный город ЮНЕСКО» (Великобритания).

«За прошлый год разные процессы в нашей жизни перешли в режим онлайн и к этому почти все привыкли. Но что происходило в мире современного искусства в это время? Два дня обсуждений, дискуссий и ярких выступлений от специалистов из России и Великобритании, показали, что все те темы, которые удалось затронуть, волнуют очень многих. Несмотря на то, что разговор шёл про современность, какие-то вещи оказались незыблемыми – к примеру, рассуждая о том, нужно ли художнику профессиональное образование, эксперты двух стран сошлись во мнении о его необходимости. Обсуждая креативные пространства, каждый рассказывал о своём, признавая при этом, что изначально важна инфраструктура, чтобы дальше в их развитие вкладывались сами люди, создавая то уникальное, что отличает эти места», – прокомментировала директор фонда «Ульяновск – культурная столица» Татьяна Ившина.

В течение двух дней более 200 участников из разных стран в режиме онлайн общались и задавали вопросы ведущим теоретикам и практикам из мира современного искусства. На семи площадках поднимались самые разные темы, начиная от того, что вообще представляет из себя подобное творчество на сегодняшний день, заканчивая вопросами организации процесса работы художника и трудностей, с которыми приходится сталкиваться.

«Art View - уникальный проект по современному искусству, давший возможность не только познакомиться с крупнейшими «игроками» в области совриска в России: Дмитрий Гутов, Алиса Прудникова, Стас Шурипа, Антонио Джеуза, Иван Тузов и др., но и с опытом международного кураторства от Tate Liverpool. Собрать на одной дискуссионной площадке таких выдающихся спикеров – большое достижение. Лично я получила огромное удовольствие от двух дней интенсива, появились творческие контакты, новые знакомства и выставочные планы. Мне хотелось бы, чтобы всё-таки профессиональное музейное сообщество Ульяновска более активно принимало участие в таких мероприятиях», – прокомментировала Анна Карвалейру, заместитель директора по развитию Ульяновского областного художественного музея, модерировшая серии лекций.

Идея – основа современного искусства

Началось обсуждение с размышления на тему: просуществует ли современное искусство до 4891 года? Этим вопросом задался художник и теоретик искусства Дмитрий Гутов. Название лекции – отсылка к историко-публицистической работе Андрея Амальрика «Просуществует ли СССР до 1984 года?» и роману-антиутопии Джорджа Оруэлла «1984».
«Современное искусство, которое так трудно идентифицировать, которое состоит из «бананов», «мусора» и пр. оказалось жутко интернациональным. «Банан» может быть выставлен в любой точке планеты, как символ обновленного мира. И такое искусство – ненадежный феномен во всех отношениях. Идентифицировать его будет крайне сложно. Шанс сохраниться в истории имеют идеи. И то, что сохранится. даст людям будущего, которые окажутся уже другими существами, очень хорошее представление о том транзите, о том мгновении (а что такое 100-200 лет?), когда одна цивилизация закончилась и начался какой-то совершенно новый мир. И вот эти «бананы» дадут очень хорошее представление о ситуации, в которой мы все с вами сегодня оказались», – резюмировал Дмитрий.

Традиции + новые формы

Команда кураторов выставок и экспозиций Tate Liverpool рассказала о своём опыте работы с современным искусством Великобритании. Как отметила Касия Редзисз, старший куратор галереи, основной посыл их работы – стараться следовать традициям, используя при этом нетрадиционные формы. К примеру, в экспозиции «Чья традиция?» собраны элементы так называемого «незападного искусства» – картины разных временных периодов, разных культур и авторов – работы Матисса, Хэндрикса, филиппинской художницы Пачиты Абад, картины, относящиеся к кубинскому периоду Пикассо. Сейчас в галерее представлена выставка современной художницы Ализы Ниcенбаум, отражающая истории передовых сотрудников больницы NHS и подчеркивающая влияние, которое Covid-19 оказал на их работу и семейную жизнь.
 
Во второй день российско-британского интенсива прошла кейс-конференция «Поддержка и развитие современного искусства: опыт Великобритании и России».
Дискутируя на тему, что такое художественное образование и нужно ли оно художнику, профессор из Ливерпуля и ректор из России пришли примерно к одинаковым выводам. Иоасия Криса, профессор выставочных исследований Школы искусства и дизайна Ливерпульского университета им. Джона Мурса на отдельно взятых примерах рассказывала о том, как устроен процесс образования в Великобритании. Несмотря на сложности, которые возникали за последнее время, отмечается рост желающих учиться. Один из ключевых показателей для их института – успешность выпускников. Для этого отслеживается дальнейшая судьба студентов – куда они устроились сразу после окончания курса, и где оказались через пять лет после этого. Во многом согласен с Иоасией и её партнёр по площадке Станислав Шурипа – художник, куратор, теоретик искусства, ректор Института современного искусства Иосифа Бакштейна. По его мнению, несмотря на пандемию, выросло количество желающих учиться, и это явление носит глобальный характер.

Акторы современного искусства

Ярко и эмоционально говорили о кураторах, продюсерах и арт-дилерах на онлайн-площадке «Культурный менеджмент и кураторство». Своё виденье вопроса представили директор центра современного искусства Bluecoat в Ливерпуле Мэри Клоук и независимый куратор и критик, ведущий в России эксперт в области искусства новых технологий Антонио Джеуза. Последний с помощью ёмких фраз, написанных на листах белой бумаги, объяснял распределение ролей буквально «на пальцах», чем вызвал бурю восторженных комментариев участников.

«Самое простое: куратор – заботится и уважает художника, продюсер – управляет проектом и помогает куратору видеть вещи такими, какие они есть, арт-дилер – продаёт. Нужно понять и принять эти правила, потому что, если каждый будет заниматься не своим делом, получится очень плохо, да и в аду точно есть специальное место для дилеров, которые курируют выставки», – заявил Антонио, чем буквально вызвал виртуальные аплодисменты участников.
08.02.2021

Возврат к списку

Комментарии

Ваш комментарий будет опубликован после проверки.


Партнеры