Эстерина Зарилло, Валентина Карраско, художник по костюмам Мета Бронски
- Лучший спектакль в опере
- Опера/работа дирижера: Теодор Курентзис
- Опера/ женская роль: Наталья Кириллова, Надежда Павлова
Для показа программы «Золотая Маска в кино» выбран мистический «Дон Жуан» Моцарта в оригинальной постановке аргентинки Валентины Карраско. Оперой «Дон Жуан» пермский театр завершил цикл «Трилогия Моцарта — Да Понте в Перми»: друг за другом на сцене театра были поставлены три совместных творения композитора и либреттиста (в трилогию входят также оперы «Так поступают все женщины» и «Женитьба Фигаро»). Стоит отметить, что обе моцартовских оперы в исполнении пермяков уже были отмечены «Золотыми масками». Все три спектакля объединяет не только авторство композитора и либреттиста, но и стремление к аутентичному звучанию музыки. Однако если в первых двух спектаклях на первый план выведена музыкальная концепция, то в «Дон Жуане» музыка и мощное сценическое, режиссерское решение абсолютно равноправны. Валентина Карраско, режиссер, обладающий разносторонним опытом работы не только с оперными произведениями, но и с балетом, драмой, кино, участник группы La Fura dels Baus, воспроизводящей «душу» музыки в эффектных сценических образах, поставила яркий, жесткий спектакль в киностиле «нуар» о борьбе за свободу духа, рассказала языком оперы историю, где живым, действительно свободным человеком оказывается лишь главный герой, а все остальные, закованные в ортопедические приспособления, кажутся больше манекенами, чем людьми. Смерть, падение в ад для этого Дон Жуана – это стать таким же, как окружающие его персонажи. Внимательный зритель найдет в спектакле множество отсылок и цитат, самая заметная из которых – аллюзия на «Парфюмера» Зюскинда.
«Опера «Дон Жуан» современна и актуальна, но если ее ставить с палаццо и камзолами, то все важные вопросы покажутся слишком далекими. Они будут восприниматься как проблемы тех людей, которые жили когда-то и носили шляпы с перьями. Но ведь дело в том, что вопросы свободы духа, свободы мысли, свободы сознания, внутренней свободы – это наши современные проблемы, и они встают перед нами каждый день», – объясняет Валентино Каласско в интервью интернет-изданию «Business Class» свой выбор эпохи. Впрочем, современность костюмов не отменяет, а дополняет бережное отношение к великому творению Моцарта. Жанр оперы был обозначен автором как «комическая драма», и комическое, пикантное, буффонада и гротеск легко соседствуют тут с драмой и нешуточными страстями. Что же до музыкальной составляющей оперы, то, по свидетельствам постоянных зрителей, каждое исполнение «Дон Жуана» неповторимо: маэстро Курентзис каждый раз интерпретирует историю по-новому, ведя за собой и оркестр, и артистов на сцене, создавая новую реальность и открывая все новые оттенки и нюансы в давно, казалось бы, изученном классическом произведении.