8 (8422) 73-73-01
ulkse@mail.ru
eng

Харди Вольмер: «В коллективных видах творчества всё очень зависит от того, какие люди окружают тебя…»

Харди Вольмер: «В коллективных видах творчества всё очень зависит от того, какие люди окружают тебя…» Совсем недавно в Ульяновске проходил международный кинофестиваль «Дни зарубежного кино», который стал важной частью культурной программы XXXVI Чемпионата мира по хоккею с мячом. Заключительный кинопоказ фестиваля посетил эстонский режиссер, актер, певец Харди Вольмер, который представил зрителям свой фильм «Живые картинки». Нашей редакции удалось взять у него интервью и узнать, с чего начинался его творческий путь, какой совет он может дать начинающим режиссёрам и понравился ли ему наш город.

- Вы впервые в Ульяновске. Расскажите, какими были Ваши первые впечатления о городе?

- Впечатления самые положительные, тем более что мне удалось посетить Дом-музей В.И. Ленина. Я же делал в 1997 году фильм «Все мои Ленины». Конечно, это всё-таки историческая комедия, но, побывав в Доме-музее, я действительно как будто нашёл новые факты, которые раньше не знал.

- Когда Вы снимали этот фильм, дополнительно изучали судьбу Ленина, или хватило знаний из Вашего советского детства и юношества?

- Да, конечно, мы очень тщательно изучали. Тем более у меня был хороший друг историк Отт Сандрак, с которым мы придумали идею фильма. Диалоги написал Томас Калл – эстонский писатель-юморист, тоже любитель истории. Также у нас в команде было ещё двое историков, специализирующихся на том периоде, которые помогали в работе над фильмом. Конечно, двойники в фильме – это выдумки, шутки, даже некоторые известные анекдоты мы использовали, но сюжет основан всё же на реальных факторах.

- Если всё-таки тогда, во время подготовки к фильму, Вы смогли бы побывать у нас, на родине Ленина, что-то новое привнесли бы в фильм, что-то добавили? 

- Весьма вероятно, это обычно так и бывает. Детали фильма очень зависят от того, какая информация у тебя есть. Я думаю, что да, чуть-чуть добавил бы.

- Вы сами были в детстве октябрёнком, пионером? В партию вступали?

- Да, конечно, но в партии не был. В комсомол вступил в университете, потому что это дало возможность путешествовать. Я учился в Таллиннском художественном институте, там была кафедра архитектуры, у которой были дружественные учреждения в ГДР и Чехословакии, это давало возможность выездов заграницу, хоть и в социалистические страны, но всё-таки. Полезно было быть в комсомоле.

Кстати, моя семья имеет некое отношение к революции. Моего деда по папиной линии в семилетнем возрасте послали в Санкт-Петербург для учёбы в школе, поскольку диаспора эстонцев в этом городе была очень большая, а его дядя был провизором и довольно хорошо зарабатывал. Поучиться в итоге не получилось… Однажды осенью, когда я был ещё маленьким, мы с дедом были в Санкт-Петербурге, он показал мне место, где он был в тот момент, когда по ту сторону Невы на его глазах начался бунт. Он видел всё это.

- Наш разговор начался с кино, Вы уже достаточно долго им занимаетесь, с 80-х годов…

- Заниматься профессионально кино я начал в 1984 году, всё началось с создания анимационного кукольного фильма в студии, на последнем курсе института. Я же художник-оформитель театра по диплому и работал в театре всё время, но так получилось, что я первый был в институте, у кого анимационный фильм был дипломной работой. 
 
- Почему выбрали творческую профессию, связали свою жизнь с кино? С детства мечтали? 

- Это такой интересный путь… Изначально я поступил на кафедру интерьера и дизайна мебели, но театром интересовался всё время, и мне предложили поменять специальность на художника-оформителя, ведь театральная сцена – это тоже мебель и интерьеры, оформлять театральные постановки очень интересно. Мне дали такую возможность, и я согласился. 

- В нашей стране 2016-й год объявлен Годом российского кино. Есть ли у Вас любимые российские режиссёры?

- Да, конечно. С некоторыми даже посчастливилось встретиться. Даже в то время, когда я ещё делал анимационные фильмы, в основном, мы часто ездили в Москву в Дом Кино, не меньше 5 раз нужно было посетить Госкино, чтобы согласовать сценарий, потом готовый фильм. И в ресторане Дома Кино все и пересекались. Но если такой список составлять… не знаю, там, наверно, будут Вадим Абдрашитов, Никита Михалков, Эльдар Рязанов, Андрей Тарковский, Алексей Герман, Алексей Балабанов, Александр Сокуров.

- Расскажите, как рождаются идеи ваших фильмов?

- Совсем разные бывают ситуации. Например, если брать тот фильм, что я показывал на кинофестивале в Ульяновске, то всё началось с кукольного фильма, хотя это может показаться невозможным, но так и было. Или ещё пример – мы написали сценарий по повести для следующего моего фильма, но большое кино сделать не получилось, в итоге это решили снять 10-ти минутное анимационное кино, в котором будут задействованы куклы роста ребёнка. 

Очень разные процессы… Где-то полтора года назад я поставил мюзикл с живой музыкой на сцене в маленьком театре в г. Раквере. Эту историю мы выдумали на песни, очень красивые, между прочим, из золотой эры 60-годов эстонской эстрады. И сейчас на основе этой истории я пишу сценарий, надеюсь сделать игровой фильм. Очень хочется атмосферу того времени передать, планирую чёрно-белый фильм, потому что это даёт возможность снять бюджетно. Я буду использовать хронику и кадры из других игровых фильмов; общие виды города, улицы, автомобили, окружающую среду – всё это я возьму из фильмов, что снимали в то время, только интерьеры и мои актёры будут сняты отдельно и объединены в одну картину. 

- Вы были участником двух групп, с ними было выпущено 9 альбомов. Что появилось в вашей жизни раньше: кино или музыка?

- Я даже не могу сказать, что появилось раньше… Уже в средней школе в городе Пряну, где я родился, мы организовали группу, и у 2 моих самых лучших друзей были кинокамеры 8 мм, поэтому мы сразу начали делать и музыку, и кино. Это продолжалось в институте, потому что там от выпустившихся групп студентов оставались некоторые музыкальные инструменты и кинотехника: камера и проекторы. Потом мне предложили делать кукольное кино на профессиональном уровне, в советское время не было этого. Если ты хотел делать игровое кино в советское время, после окончания ВУЗа нужно было ещё два года посещать режиссёрские курсы, анимационные – 1 год. Но я сразу начал делать кино. Что называется, оказался в нужное время в нужном месте. 

- Т.е. после вуза Вы не оканчивали дополнительные курсы, Вам сразу дали возможность снимать? Или сначала вы всё-таки работали художником-оформителем?

- В 1984 году с приятелем Рихо Унтом мы вместе сделали и сценографию, и сценарий, хотя нам помогал один детский писатель – он был главный сценарист. Это было кукольное кино, оно называлось «Сказка в новогоднюю ночь». Мы потом продолжали с этим другом, у нас сложился с ним творческий союз, сделали ещё 4 фильма.

- Музыкой сейчас продолжаете заниматься?

- Нельзя бросать. 

Если посмотреть, постоянный состав участников в группе очень редко бывает в Эстонии. Обычно есть название группы, лидер группы, а остальные музыканты меняются. Но наша группа существует уже 34 года одним составом, только клавишник поменялся. Мы самая старая группа в Эстонии, которая подряд 33 года представляет на сцене оригинальную музыку. Хотя на нас нехорошо смотрели в советское время, в 1984 году даже нас запретили. Через полгода Министерство культуры Эстонии дало возможность нам поменять название и продолжить выступать. Если людям с Запада об этом рассказываю, никто не верит. Везде самым важным является название, оно всегда остаётся, а люди могут выступать другие. А мы наоборот – поменяли название, и вот уже более 30 лет выступаем на сцене.

- Мы с вами много говорили о советском времени, тогда были свои сложности: сценарий согласовать, название группы поменять и т.д. Сейчас легче творить?

- Конечно. Делай, что хочешь. Но всё равно сейчас есть группа людей, а иногда один только человек – чиновник, который обсуждает, дать тебе деньги на это кино или нет, а это уже личные отношения возникают. С одной стороны, идеологически можешь делать что угодно, но денег нет. Получить финансирование сложно. Я уже несколько лет не работаю, но до этого преподавал, чтобы выжить как-нибудь, надо иметь несколько работ. Сейчас у меня есть несколько проектов: документальное кино, два анимационных. Может быть, хоть какой-то из них получит деньги, чтобы продолжать. 

- А сложно сейчас получить финансирование?

- Без государственной поддержки невозможно. Даже если ты найдёшь поддержку от иностранных компаний, всё равно с начала нужна господдержка, это замкнутый круг. Конечно, чуть легче получить государственные деньги, когда у тебя совместный проект с другими странами. 

- Какой Вы дали бы совет молодым людям, которые только встают на профессиональную режиссёрскую тропу?

- Философствовать можно долго на эту тему. Но мой практический, даже прагматический совет – в коллективных видах творчества, к которым относится театр и кино, всё очень зависит от того, какие люди окружают тебя. Ты можешь быть гением, но если твоё окружение не соответствует… Надо найти талантливых друзей, единомышленников, стараться объединять их вокруг себя.
17.03.2016

Возврат к списку

Комментарии

Ваш комментарий будет опубликован после проверки.