8 (8422) 73-73-01
ulkse@mail.ru
eng

Роман Дощинский: «Нацеленность этой программы, где Ульяновск выступает как литературная мекка, – это решение и внутренних задач, и внешних»

Роман Дощинский: «Нацеленность этой программы, где Ульяновск выступает как литературная мекка, – это решение и внутренних задач, и внешних» Совсем недавно в Ульяновске проходили Всероссийские Карамзинские педагогические чтения. Одним из почетных гостей данного мероприятия, посвященного изучению наследия историографа и писателя, стал руководитель исполкома Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», член комиссии по развитию науки и образования Общественной Палаты РФ Роман Дощинский. Нашей редакции удалось взять интервью у Романа Анатольевича и выяснить, чем так ценно наследие Николая Михайловича Карамзина для современных людей, а также какие возможности открывает для региона статус литературного города ЮНЕСКО.

- Какое место, на Ваш взгляд, сейчас занимает изучение литературного и исторического наследия Николая Михайловича Карамзина в школе?

- Я думаю, что в школьной программе жизнь и творчество Николая Михайловича Карамзина является недооцененной частью. На самом деле, в школьном курсе только в 9-м классе, в котором заканчивается основная школа, мы обращаемся к нему на двух, в лучшем случае, трех уроках литературы. Во время этих уроков идет очень однобокое и одностороннее оценивание его творчества: его называют классиком сентиментализма и на примере повести «Бедная Лиза» разбирают признаки этого литературного направления в отечественной литературе. Карамзин-историограф на уроках литературы упоминается лишь как создатель великой и грандиозной «Истории государства Российского». «Письма русского путешественника» рассматриваются только по собственной инициативе учителя. Если говорить об уроках русского языка, то на вводных занятиях в начале учебного года, когда представляют общие сведения о языке, мы можем говорить о том весомом вкладе Николая Михайловича в создании русского литературного языка.

Поэтому, конечно, хотелось бы, чтобы школьная программа по-настоящему отреагировала в такой юбилейный год на изменение этой ситуации, может быть, на ульяновской земле родятся такие инициативы и предложения расширить репертуар текстов, созданных великим русским писателем. Возможно, недооцененность творчества Карамзина связана с тем, что он находится где-то «между»: между эпохами, между XVIII и XIX веками. Понятно, что в качестве школьникам необходима четкость в понятиях, явлениях, но ведь те, кто находился в этом промежутке, как раз и творили новую эпоху, отказываясь от прошлых завоеваний. Поэтому я думаю, что такое большое мероприятие, как Всероссийские карамзинские педагогические чтения, включающее в себя в том числе и конференцию, – шанс для научно-методической общественности еще раз показать педагогические возможности творчества Николая Михайловича Карамзина.

- Чем, по Вашему мнению, может быть ценно наследие Карамзина для современных школьников и взрослых людей?

- Психологизм – описание эмоций людей и внутреннего состояния человека – является очень важной составляющей его произведений. Он действительно открыл внутренний мир человека в русской литературе. Знаменитая фраза «И крестьянки любить умеют» уже больше заформализована, но за ней-то скрывается внимание к человеку. Мы во многом сегодня пребываем в технократическом режиме, происходит погоня прежде всего за техническими инновациями. Технократический мир – это дегуманизированный мир, но душа человека не перестает желать эмоций. Очень важно, что творчество Карамзина как раз дает высокие чувства. Более того, если мы говорим о творчестве Карамзина, как о творчестве писателя-сентименталиста, то здесь мы говорим об оттенках чувств.

У современных школьников заметна тенденция к прямолинейному восприятию мира: у них есть только добро и зло, любовь и ненависть. А ведь сколько переходных моментов существует в жизни, какой калейдоскоп оттенков, «полутонов». И в творчестве Карамзина этот психологизм, это внимание к человеку, гуманистический подход к оценке явлений есть. Душа ребенка при всем при том, что он все время проводит с сотовым телефоном и в Интернете, с техникой на «ты», тоскует по истинным переживаниям. Поэтому как раз творчество Николая Михайловича Карамзина может стать идеальным откликом на внутренний запрос современного человека, который хочет быть с Душой, с полнотой переживаний и эмоций.

- Поскольку сейчас не так много часов в школьной программе выделено на изучение творчества Карамзина, какую роль в просвещении о жизни и творчестве этого писателя, на Ваш взгляд, должны в этом случае играть библиотеки?

- За эти годы мы растеряли идею просветительства. В советское время у нас было всесоюзное общество «Знание» и другие организации, которые выполняли просветительскую функцию. Библиотека имела влияние на массы, отвечала за распространение и популяризацию творчества того или иного писателя, особенно в юбилейные годы, когда происходит фокусировка внимания общества на том или ином явлении.

Конечно, библиотекарям сейчас очень тяжело. Сказать, что это вымирающая профессия, я не могу, я тем самым обижу этих людей. Но сегодня много говорят о том, что библиотеки нужно переформатировать, т.е. они должны работать в новом режиме. Не идут к тебе читатели – иди к читателю сам.

Все сегодня построено на рекламе, она двигатель прогресса. Мы уже давно стали визуалами, обладателями клипового мышления. Если у нас не возникнет этот «клип», эта яркая вспышка, то ничего не получится. Поэтому задача библиотекаря сейчас – найти такие точки в творчестве Карамзина, которые могут захватить, пробудить, «взорвать» сознание современного человека, вроде как нуждающегося в подлинных чувствах, но, тем не менее, боящегося иногда самому себе признаться в том, что чего-то не хватает в жизни, что он как-то не так живет.

Да, в нашем сознании образ библиотекаря – архивариус, общающийся больше с книгами, нежели с людьми. Но даже если библиотекарь не способен открыто коммуницировать в каких-то новых форматах и режимах, он как человек, понимающий книгу, любящий ее, может найти в творчестве Карамзина то, что может задеть читателя за живое, чтобы в дальнейшем получить отклик современного читателя.

- В конце марта наше культурное и писательское сообщество региона выступило с инициативой создать в Ульяновской области Общество русской словесности. Насколько важно создание такого общества на территории региона? Выполняя какие функции, оно было бы наиболее эффективным?

- У нас есть одна российская проблема, когда несколько разным ведомств не могут между собой договориться по какому-либо поводу. Сегодня у нас очень много общественных организаций, которые занимаются словесностью, но они ориентированы на определенный контингент. Например, у нас есть Всероссийская ассоциация учителей литературы и русского языка, где мы общаемся только с учительским сообществом и решаем узко профессиональные проблемы, разрешение которых для нас важно, но рядовому человеку, по большому счету, мало интересно.

Поэтому Общество русской словесности должно решить главную задачу – объединить живые, здоровые силы общества, которые имеют отношения к слову. Это, конечно, учителя (потому что мы не только на детей имеем выход, но и на их родителей во время собраний), это библиотекари, музейные работники (ведь сколько литературных музеев существует, в том числе и в Ульяновской области), писатели, иллюстраторы, художники. Иными словами, все, кто заинтересован в том, чтобы великое русское слово по-прежнему звучало, имело вес и силу. Я знаю, что месяц назад Патриарх в 75-м павильоне ВВЦ собирал координационный совет, в котором приняли участие Карен Шахназаров, Никита Михалков, Александра Пахмутова и др. Этот совет вызвал резонанс, потому как, по сути, сторонний от литературы человек, кинематографист Никита Михалков начинает говорить, что мы только в XXI веке вдруг осознали, какая беда происходит с русским языком и литературой: люди в России плохо говорят на русском языке, неважно пишут, не знают текстов русской литературы. Такие известные строки, которые, казалось бы, каждый человек должен помнить, например, «Зима!.. Крестьянин, торжествуя,..» или «Мороз и солнце; день чудесный!..», выпускники российских школ продолжить не могут, хотя они должны уже быть заложены в нашей ментальности. Если выпускники не узнают отрывки из сказок Пушкина, значит, пришло уже поколение родителей, которые просто не читали детям вслух эти сказки. Враги-то наши понимают, что военным путем трудно нас одолеть, экономически тоже оказалось сложно сломить, а вот подорвать образовательные и культурные основы нашего государства легче. А ведь это подрыв всего. Говорят же, что войны проигрывают и выигрывают учителя, и если говорить шире, то люди, причастные к образованию и культуре. От учителя зависит, будет его ученик патриотом и гражданином, или человеком, который озабочен только своим «я» и материальными успехами.

Другое дело, что этому обществу будет очень сложно, потому что мы столько потеряли за это время механизмов работы с массами. Вот как себе можно сегодня представить, что на большом заводе собирают всех рабочих и некий просветитель – будь то библиотекарь или учитель – читает им лекцию? Это должны быть какие-то иные инструменты, прежде всего, политической воли.

- В 2015 году Ульяновск стал единственным городом в России, который вошел в Сеть Креативных городов ЮНЕСКО по направлению «Литература». Какие возможности может открыть данный статус не только для региона, но и в целом для России?

- Сейчас решается достаточно глобальная проблема развития внутреннего туризма, потому что мы все понимаем, что ездить за рубеж дорого, а интересных мест, вполне сравнимых с зарубежными местами паломничества российских туристов в недавнем прошлом, в России много. Регион, конечно, должен разрабатывать эти маршруты, должен их предлагать на рынке внутреннего туризма.

- Иными словами, развитие Ульяновска как литературного города ЮНЕСКО может способствовать повышению его туристической привлекательности?

- Да, я вижу, что в Ульяновске уже есть какие-то литературные фишки, которые цепляют людей. Я возвращаюсь здесь к своей мысли о том, что у людей клиповое мышление. Все построено на рекламных трюках. Главное – создать эту карту для туриста, куда он может пойти, чем в отличие от других регионов Российской Федерации Ульяновск может быть ему интересен, полезен, развлекателен, потому что совмещение приятного с полезным – залог успешности любых туристических продуктов. Сейчас все меньше людей едут расслабляться на пляже в течение двух недель, им уже нужно выбираться на какие-то экскурсии, «нагружать» мозг.

Но прежде чем подавать продукт во «вне», необходимо в начале понять, насколько это будет интересно, прежде всего, жителям региона. Так мы прививаем любовь к малой родине у жителей, задерживаем людей в регионе, потому что оттока быть не должно. Очень плохо, если они будут устремляться в другие регионы. Конечно, одними культурными памятниками их не остановить, у человека должна быть достойная зарплата, чтобы он не захотел уезжать, но мы прекрасно понимаем, что люди могут быть верными земле, архитектуре. Эта определенная «подпитка» может компенсировать какие-то другие мотивы и желания. Так что нацеленность этой программы, где Ульяновск выступает как литературная мекка, как вдохновение для многих великих российских литераторов, – это решение и внутренних задач, и внешних. Ваш регион действительно удивителен, полон красок, энергии и насыщенной культурной жизни, и это очень важно.

- В этом году традиционно в сентябре будет проходить VI Международный культурный форум, во время деловой программы которого планируется обсуждения Региональной программы поддержки и продвижения чтения. Как Вы думаете, насколько важно наличие и выполнение такой программы в области? Хотели бы Вы принять участие в ее обсуждении?

- С удовольствием приму участие, привлеку к этому и своих коллег. Если вы обратитесь к нашей ассоциации учителей литературы и русского языка, то там есть для этого достойные кадры. Я знаю, что есть федеральные программы подобного плана, но если еще и регион добавит свой компонент, то думаю, что с Ульяновска начнут окрашиваться в цвет регионы. Ведь сами понимаете, любое продвижение чтения – это увеличение и улучшение книжных магазинов. Нельзя продвигать книгу, если на местном телевидении нет программ, связанных с чтением, читательскими конкурсами. Так что я считаю, что это очень важная программа.
19.05.2016

Возврат к списку

Комментарии

Ваш комментарий будет опубликован после проверки.