8 (8422) 73-73-01
ulkse@mail.ru
eng

Светлана Чапарина: «Самый главный совет – выходить за рамки штампов и своих традиционных должностных инструкций»

Светлана Чапарина: «Самый главный совет – выходить за рамки штампов и своих традиционных должностных инструкций» Сегодня завершается прием заявок на III Всероссийский конкурс проектов для малых городов и сел «Культурная мозаика», который проводится во всех федеральных округах при поддержке Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Нам удалось пообщаться с представителем регионального оператора конкурса в Приволжском федеральном округе, заместителем директора по развитию Городского благотворительного фонда «Фонд Тольятти» Светланой Чапариной и выяснить, к каким изменениям привели поддержанные проекты на своих территориях.

- В этом году Всероссийский конкурс проектов «Культурная мозаика малых городов и сёл» благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, направленный на поддержку культурных инициатив российских регионов, будет проводиться уже в третий раз. Расскажите, какие проекты, из поддержанных ранее, стали долгосрочными?

- Мне кажется, что 99% поддержанных проектов стали развиваться дальше или, по крайней мере, и если не проекты, то территории точно. Даже здесь, у вас, в Ульяновской области. На семинаре мы слышали пример о том, что уже рассматривая, в каких населенных пунктах прокладывать дорогу, выбрали село Матюнино, потому что там проходит фестиваль «Золотая Рыбка». Такое на самом деле происходит в очень многих территориях: где-то дорогу прокладывают, где-то газ ведут, где-то клуб не закрывают, а наоборот, благоустраивают и расширяют. Это все последствия реализации проектов, и это очень важные последствия. Мы надеемся, что они будут происходить после каждого проекта. Для этого конкурс и задуман – не просто дать деньги и сделать что-то разово, а запустить некие процессы на территории, которые после завершения гранта будут продолжаться. В Нижегородской области есть несколько примеров, в Пермском крае самая активная территория.

- Вот как раз следующий вопрос и будет о работе с городскими сообществами. Наверное, грантовый конкурс даёт такой толчок…

- Я бы не сказала, что с городскими сообществами, я бы говорила с «местными», потому что конкурс нацелен на сельские территории и малые города. В селах сообщества более «на виду», с одной стороны, а с другой стороны, в некоторых территориях они более пассивны, потому что представители активных сообществ из не очень благоустроенных поселений (у нас таких, к сожалению, большинство) уезжают в города. Поэтому либо остаются «дожители» – люди пожилые, либо те, кто пока не имеет возможности уехать. Не везде, конечно, так, и в Ульяновской области есть положительный пример – Троицкий Сунгур. Я, когда ездила на мониторинг, еще не знала, что на этой территории есть предприниматель. Проезжала и думала: «Ну, надо же, едешь по одной области, но проезжаешь одну деревню – развалюхи, неухоженные участки возле домов, а проезжаешь другую, Троицкий Сунгур, в частности, – видишь музей под открытым небом: стоит техника, аллея славы, колодцы все в виде домиков…» А совсем недавно я узнаю: наш грантополучатель фонда Тимченко из города Октябрьска Самарской области, который реализовал два прекрасных проекта в своем городе, решил сам заняться бизнесом, чтобы его культурные проекты жили дальше и он мог сам их финансировать. Юрий Рычков его зовут. Когда у него родился ребенок, он решил, что раз для человека жизнь начинается с молока, то и его бизнес должен начаться с молока. Он объехал несколько фермеров Самарской области, там ему молоко не понравилось, и он нашел в Ульяновской области, в Троицком Сунгуре предпринимателя, у которого не просто ферма, но и молокозавод, и хлебозавод. И сейчас Юрий покупает у него молоко, творог, сметану, возит в Самарскую область, продает в Октябрьске, в Сызрани. Уже сейчас, на первые деньги, он не просто создал восемь рабочих мест у себя в городе, но и профинансировал художника из Кирова, который расписал им библиотечную лестницу к «БиблиоНочи» с учетом пожеланий жителей. То есть местные сообщества были включены в этот процесс.

Сейчас Юрий финансирует второго художника из Тольятти, оплачивает дорогу, проживание, гонорар, краски – и все это на «молочные» деньги. Т.е. он продолжает реализовывать проект, которому фонд Тимченко дал старт. Конечно, он прошел много семинаров, он многому научился, он молодой человек. У него активная позиция в жизни. И, пожалуйста, вот результат. Причем Юра сам говорит, что будет сейчас запускать новый проект в Октябрьске. У них много людей в местном сообществе, которые что-то делают для своей небольшой территории: кто-то сделал очень красивый забор, кто-то фонарный столб с ковкой на улице города поставил – но про этих людей никто не знает. И новый проект, который он, может быть, тоже подаст на конкурс, будет связан вот с такими интересными людьми, желающими сделать территорию возле своего дома лучше.

- Какой самый главный совет Вы можете  дать всем, кто собирается в будущем создавать проект и подавать его на грантовый конкурс «Культурная мозаика»?

- Самый главный совет – выходить за рамки штампов и своих традиционных должностных инструкций. Иногда я вижу шикарный ресурс у территории, но его опять хотят использовать точно так же, только пуговки назад. То есть, конкурсанты мыслят шаблонно. Я понимаю, трудно, может быть, не каждому дано, но есть в сообществе люди, которые могут подойти к проблеме нестандартно, креативно, творчески. А что для этого нужно? Нужно просто собрать этих людей и спросить их, понять их. Это целое умение – найти на первый взгляд кажущиеся бредовыми идеи. Но если посмотреть, то все гениальное – сумасшедшее, нестандартное. Это главный принцип проектной деятельности.
02.05.2017

Возврат к списку

Комментарии

Ваш комментарий будет опубликован после проверки.