Давно не читал романа, который вызывал бы такое тревожное ощущение. Тревога и напряжение, предчувствие неизбежной войны разлито в каждой главе, в каждом абзаце. Там даже электрическая лампочка льет «болезненный» свет. Впрочем, что-то в атмосфере романа есть такое, что нам знакомо: ощущение чего-то неизбежно надвигающегося, не сулящего спокойной жизни, кризисного. И на этом фоне – в парижских ночных клубах и борделях полно посетителей: пир во время чумы.
Это роман о несостоявшейся любви и состоявшейся мести. Взаимоотношения главного героя романа Равика, врача, эмигранта-нелегала, бежавшего из фашистской Германии, и его возлюбленной Жоан Маду – пособие для начинающего психотерапевта. Вообще, Ремарк во многом иллюстративен с точки зрения психологии, во всяком случае, психологии пограничных состояний личности. Суховато, деловито, детально написаны страницы, посвященные отмщению: Равик встречает в Париже своего бывшего мучителя Хааке, истязавшего его в застенках гестапо, планирует и осуществляет возмездие. А между этим герои много пьют, как во всех романах Ремарка: кальвадос, водку, коньяк, вуврэ, снова кальвадос... Женщины пьют наравне с мужчинами.
Это еще и роман о драме эмигрантов в Париже: счастье – достать американскую визу, остальным некуда бежать – кругом сателлиты Германии, и Равика ждет неизбежный концлагерь, бежать ему некуда и незачем, он спокойно идет навстречу своей участи. В момент гибели его бывшей возлюбленной начинается война, его забирает полиция по доносу медсестры клиники, где он сделал множество блестящих операций.
Образ Триумфальной арки, откуда начинаются Елисейские поля, периодически возникает в романе. Что это? Символ былого блеска империи, ныне без боя сдающейся на милость варвара? Портал в новую жизнь? Или ворота в ад?
18.07.2016
Комментарии